10:13 Описание опыта работы В.Петровского | |
ОПИСАНИЕ ОПЫТА
(АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.В.ПЕТРОВСКОГО учебно-методическое
обеспечение модели
дистанционного обучения иностранным языкам
Для повышения качества коммуникативной деятельности и развития языковых компетенций учащихся в процессе обучения иностранным языкам требуются новые технологии и средства обучения, приносящие ощутимую пользу. Современные учащиеся − это в основном поколение, выросшее на современных информационных технологиях. Для них дистанционный способ получения информации и знаний является нормой жизни. Высокие технологии в образовании приветствуются современными школьниками и студентами. Информационные коммуникационные технологии в будущем станут их рабочим инструментом, а знания, умения, навыки, полученные с их помощью, пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Мною разработан специальный курс под названием «Magic Assistant» («Волшебный помощник»), соответственно «Adjoint magique» и «Zauberhafte Helfer» для английского, французского и немецкого языков, состоящий из двадцати девяти DVD-дисков с материалами для изучения иностранных языков, преподаваемых в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь. Возникает задача соединения и апробации полученных педагогических технологий обучения иностранным языкам с современными информационными технологиями. Актуальность опыта (авторской методики) Такая социальная группа как молодежь характеризуется динамичностью, изменчивостью, восприимчивостью ко всему новому, и поэтому требует пристального к себе внимания со стороны педагога. Дистанционное обучение как нельзя лучше помогает решить вопросы преподавания в рамках новой образовательной парадигмы, руководствуясь и определяясь приоритетными аспектами. Современные информационные технологии и построенные на их основе дистанционные формы обучения иностранным языкам: 1) дают сегодня качественно новые возможности всем людям реализовать свои права на образование и получение информации, путем создания персональной образовательной траектории; 2) существенно расширяют возможности самостоятельной работы учащегося посредством его работы с электронными материалами, использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора; 3) способствуют снижению затрат на проведение обучения (не требуются затраты на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей); 4) интерактивные возможности дистанционных форм обучения позволяют наладить обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку учащихся учителем; 5) расширяют возможности учителей в обновлении повседневной практики педагогического взаимодействия с учащимися через использование средств дистанционного обучения; 6) позволяют существенно расширить спектр платных услуг путем онлайн-обучения, экспорт образовательных услуг в зарубежные страны; 7) дают возможность наладить постоянную связь учителей с родителями учащихся и удовлетворить запросы родителей в получении достоверной информации по всем интересующим их поурочным и внеклассным вопросам в мобильном бесперебойном режиме; 8) дают возможность осваивать и популяризовать инновационные педагогические технологии, оперативно передавать их педагогам; 9) обеспечивают доступность получения образования лицам с особенностями психофизического развития. ЦЕЛЬ: определение педагогических, информационных и организационных условий, обеспечивающих реализацию модели дистанционных форм обучения. Основная научная идея: преподавание иностранных языков осуществляется посредством построения и функционирования в учреждении образования системы дистанционных форм обучения и тестирования учащихся на основе синтеза с классическими, проверенными временем образовательными технологиями. Деятельность проектируемой образовательной системы должна отвечать целостной природе личности обучающегося, его профессиональным намерениям, обеспечивать ему, в дальнейшем, возможность чувствовать себя комфортно в информационном и инновационном обществе. Дистанционные формы обучения - стимулирующий и совершенствующий элемент в процессе преподавания иностранных языков. Они являются эффективной системой непрерывного поддержания высокого уровня знаний учащихся. Направления и принципы осуществления фокусируются: на использовании социальных сетей для выполнения тестовых заданий и работой с текстовыми файлами; на отправке материалов с помощью электронной почты; на использовании систем Skype и Talk Fusion с веб-камерой и микрофоном для он-лайн работы в рамках контроля понимания прослушанного и развития коммуникативных компетенций учащихся. ЗАДАЧИ: 1. Изучить научно-теоретические разработки по теме исследования, а также опыт дистанционных форм обучения в Республике Беларусь и за рубежом; 2. Апробировать модель дистанционных форм обучения учащихся иностранным языкам на основе нечеткой логики и алгебры и современных информационных систем (Mооdle, Skype, Talk Fusion и др.) 3. Апробировать модель дистанционных форм обучения на основе интегративного соединения классических методик обучения с современными информационными технологиями в следующих направлениях: · развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся, коммуникативных компетенций; · нахождение новых форм подготовки к обязательному выпускному экзамену по иностранному языку и централизованному тестированию; · оперативная ликвидация пробелов в знаниях учащихся, отсутствующих на занятиях по различным причинам (болезнь, карантин, поездка в санаторий, иные причины) в течение некоторого отрезка времени; · создание психологически более комфортных условий для учащихся при возобновлении посещения занятий; · удовлетворение потребностей учащихся и родителей в непрерывности образования. 4. Разработать учебно-методическое обеспечение по эффективному обучению учащихся иностранным языкам с активным использованием современных информационных технологий.
Этапы работы Подготовительный (март 2012). Осмысление теории и практики социального проектирования. Проектировочно-диагностический (апрель-август 2012). Диагностика готовности и мотивации педагогов к экспериментальной деятельности, уровня профессионализма и компетентности педагогов, готовность методической и психологической служб к организации и сопровождению экспериментальной деятельности. Диагностика возможности учащихся работать по предмету дистанционно в домашних условиях. Практический (сентябрь 2012- апрель 2013). Реализация задач проекта, систематическое отслеживание эффективности применяемых технологий, методов, приёмов, анализ промежуточных результатов, коррекция, регулирование экспериментального процесса. Исследование наиболее эффективных механизмов реализации деятельности, организация обмена опытом. Рефлексивные и коррекционно-инструктивные совещания. Систематическая учёба и самообразование по теме экспериментальной деятельности. Обобщающий (май 2013). Анализ полученных результатов. Обобщение и описание опыта, презентация опыта, оформление материалов и результатов деятельности. В основу данного проекта положены следующие теоретические идеи: − теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. − теория речевой деятельности (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев). Основная черта теории речевой деятельности - это ее психологическая ориентация, в ней речь трактуется как активная и целенаправленная речевая деятельность. Единицей анализа является элементарное речевое действие и речевая операция. Эта единица должна нести в себе все основные признаки деятельности. − лингвострановедческий и социокультурный подход в обучении иностранным языкам (Г.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, В.В. Сафонова). Лингвострановедческий подход включает культуроведческие, страноведческие материалы при формировании способности к общению на изучаемом языке. Давно известно, что особое познание мира, обычаи, нашедшие отражения в культуре, передаются в языке и могут стать препятствием при общении с представителями разных народов. Поэтому сформировалось множество мнений о необходимости обучения не непосредственно языку, а формированию иностранного мышления. − теоретические подходы к моделированию и проектированию образовательных систем (Т.Г. Новикова, Н.П. Капустин, В.М. Монахов, В.В. Краевский, П.И. Третьяков и др.). Общенаучной основой исследования педагогического проектирования образовательных систем выступает системный подход, ценностно-смысловой основой — аксиологический, теоретико-методологической стратегией - деятельностный, а практико-ориентированной тактикой — информационный. − исследования по теоретическому обоснованию моделей экспериментальных образовательных учреждений (М.В.Кларин, B.C. Лазарев, О.Е. Лебедев, A.M. Моисеев, И.Д. Чечель, Е.А. Ямбург и др.); − теория экспериментальных процессов в сфере образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, В. А. Караковский, М.М. Поташник, А.В. Усова и др.); − научно-теоретические разработки применения информационных технологий в дистанционном обучении (А.В. Хуторской, Е.С. Полат, А.А. Андреев, М.Ю. Бухаркина, В.А. Кальпей, С.С. Кравцов, Г.А. Андрианова и др.). − научно-теоретические и методические разработки в области информатизации образования (А.А. Кузнецов, А.И.Жук, И.В. Роберт, Я.А. Ваграменко, С.А. Христочевский, С.Г. Григорьев, К.К. Колин, О.А. Козлов, С.В. Панюкова и др.); При организации и проведении современных педагогических экспериментов все шире используются возможности математических методов. Роль последних в основном сводится к обработке экспериментальных данных, чему и посвящены многочисленные публикации по применению статистических методов в педагогике и психологии (Дж. Гласс, М.И. Грабарь, Н.Ф. Джужа, К. Иберла, Л.Б. Ительсон, В.П. Мизинцев, В.И. Михеев, Е.В. Сидоренко, Г.В. Суходольский и др.) | |
|
Всего комментариев: 0 | |